Каждый пятый ребенок в современном мире страдает задержкой речевого развития в той или иной форме, и это прискорбный факт, на который нужно вовремя реагировать. Чем раньше диагностирована ЗРР у детей, симптомы, лечение которой для многих родителей составляют тайну за семью печатями, тем больше шансов разрешить проблему без особых осложнений и последствий.
- Характер проблемы и возможные пути разрешения
- Патологические поводы к возникновению
- Возрастная симптоматика
Достаточно легко получить минимальные знания о существующих осложнениях, посетив специальный форум для взрослых с проблемным ребенком, или посмотрев видео, снятое специалистами, чтобы уяснить, что причины для тревоги существуют.
Характер проблемы и возможные пути разрешения
Существуют определенные условные нормы возраста и объема навыков общения для детей разного возраста. Как и любые нормы развития, они могут быть индивидуальными, и в этом нередко убеждают отзывы, полученные от бабушек и дедушек, полученные при сборе анамнеза.
На заметку!
Для некоторых семей характерно наследственное поздноговорение, обусловленное какими-то факторами, которым не придавали значения, потому что к определенному возрасту ребенок начинал нормально проявлять вербальные навыки.
Читайте еще: Можно ли есть клубнику грудничку
Иногда это связано с:
- отсутствием культуры общения в семье;
- неблагоприятными социальными условиями;
- неразвитостью речевой функции у родителей;
- принятым в обиходе билингвизмом, требующим более долгого осмысления получаемой лингвистической информации;
- синдромом госпитализма, проявляющимся у детей с хроническими заболеваниями, постоянно проходящими курсы лечения;
- отсутствием элементарного родительского внимания, что приводит к более медленному развитию любых навыков и, в результате, к педагогической запущенности.
Такие поводы могут устраняться при перемене социальной среды или переходе из домашней обстановки в детский коллектив. И чем раньше происходит смена неблагоприятных для общения условий, тем меньше есть возможности для развития ЗПР (психологического отставания).
На заметку!
Известный педиатр, доктор Комаровский, убежден, что симптомы ЗРР у детей проявляются не только в результате социальной депривации, но и при гиперопеке, возникающей, когда в доме несколько взрослых, а ребенок один.
Лечение в таких случаях – предоставление самостоятельности или создание ситуаций, когда у малыша возникает потребность вербального контакта или общения с целью получения необходимого ему предмета, пищи или условия.
Но, даже зная, что у детей ЗРР, и симптомы указывают на нее более чем явственно, лечение иногда проводят непрофессионально, в домашних условиях, и оно не дает особых результатов.
Читайте еще: Муковисцитоз у ребенка: как распознать симптомы
Причины задержки речевого развития могут носить психологический или физиологический характер, крыться в осложнениях, полученных в результате внутриутробного развития, грудничковом периоде или отсутствии нормального уровня общения в семье.
На заметку!
В зависимости от характера проблемы, вызывающей ЗРР у детей, ее симптомы могут отличаться. Лечением недуга может заниматься логопедия, неврология, детская психология и психиатрия, педиатрия и даже хирургия.
Задержка речи непременно сопровождается замедлением психического развития. Этот тандем проявляется тем явственнее и необратимее, чем позднее он выявлен, и чем дольше отсутствует необходимое лечение.
Врачи подчеркивают важность раннего распознавания заниженной речевой активности у детей, так как это может существенно повлиять на их дальнейшее развитие. Специалисты отмечают, что родители должны обращать внимание на задержку в развитии речи, отсутствие простых слов в возрасте двух лет и трудности в понимании простых инструкций. Лечение ЗРР обычно включает в себя комплексный подход: логопедические занятия, игры на развитие речи и, при необходимости, консультации с неврологом или психологом. Врачи рекомендуют активно вовлекать детей в разговоры, читать им книги и использовать различные развивающие игры, что способствует улучшению речевых навыков. Регулярные занятия и поддержка со стороны родителей играют ключевую роль в успешной коррекции речевых нарушений.
Патологические поводы к возникновению
При диагностике ЗРР у детей в возрасте до 2.5 года, симптомы менее выражены, но лечение проводится более результативно, и не всегда даже есть необходимость прибегать к помощи психолога.
Однако зачастую причины негативного явления носят более серьезный характер и обусловлены физиологическими факторами, ставшими результатом:
- патологических воздействий на организм матери и плод в период внутриутробного вынашивания (гипоксия плода, инфекции, токсичные воздействия, вредные привычки, наследственные патологии);
- родовых травм или осложнения процесса появления на свет (асфиксия, черепно-мозговая травма, переношенность, недоношенность, кесарево сечение);
- болезней, перенесенных в грудничковом периоде, и получивших осложнения;
- наследственных патологий (тугоухости, неправильного строения речевого аппарата, врожденных уродств).
Читайте еще: Аллергический отит у ребенка и как его лечить
На заметку!
Все это требует немедленного профессионального вмешательства, коррекции существующих патологий для предупреждения развития осложнений. Они, обычно, наслаиваются на физические недостатки и становятся причиной замедленной психомоторики и общего развития малыша.
Родители могут и сами определить наличие симптомов ЗРР у детей, и начать лечение, не дожидаясь 5 лет, пока они не станут явственно видны даже совершенно посторонним людям.
Задержка речевого развития (ЗРР) у детей — это проблема, о которой говорят многие родители и специалисты. Часто родители замечают, что их ребенок не говорит в том же объеме, что сверстники, или испытывает трудности с произношением. Важно не игнорировать эти сигналы, так как ранняя диагностика может значительно улучшить ситуацию. Специалисты рекомендуют наблюдать за речевыми навыками ребенка с раннего возраста, обращая внимание на его желание общаться и использовать жесты. Лечение ЗРР может включать занятия с логопедом, игры на развитие речи и специальные упражнения. Также важно создать поддерживающую среду, где ребенок сможет свободно выражать свои мысли и чувства. Взаимодействие с детьми через чтение книг, пение песен и активные игры способствует развитию речи и уверенности в себе.
Возрастная симптоматика
Внимательные родители, обладающие опытом или знаниями в области педагогики, начинают беспокоиться уже в раннем грудничковом периоде. Первоначальная диагностика происходит по отсутствию речевых, звуковых или вербальных навыков, характерных для определенного возраста.
Звуки, которые должен произносить ребенок в грудничковом периоде – гуление, повторение одних и тех же, агуканье, – отсутствуют в положенное время.
На заметку!
В возрасте с полугода и до 9 месяцев нет привычного лепета, который, хоть и не несет смысловой нагрузки, но свидетельствует о развитии вербальной функции и голосового аппарата.
Читайте еще: Питание ребенка в 1 год: особенности рациона, меню на неделю
Уже в этом возрасте нужно начинать внимательно присматриваться к дальнейшим фазам, но особых поводов для беспокойства нет, если бабушки и дедушки четко помнят, что один из родителей начал разговаривать поздно.
Дальнейшее проявление ЗРР определяют по условным нормам, которые не наступают в определенном возрасте:
- в 9-10 мес. малыш должен произносить 1-2 слова и менять высоту звука вместе со смысловой интонацией;
- в годовалом (+ еще 2 мес.) – показывать некоторые предметы, произносить 3-5 слов и выполнять простые просьбы;
- в полтора года – пополнять свой словарный запас и составлять первые фразы;
- в 3 – уметь общаться с родителями при помощи слов, усваивать начальную грамматику родного языка, говорить, пусть не всегда понятно для посторонних, но достаточно, чтобы общаться с родителями.
На заметку!
Мальчики овладевают навыками речи позже, чем девочки, и это не патология, а особенность полового развития. Но это не более, чем плюс три месяца к существующим возрастным нормам. Если в положенные сроки у малыша все еще нет соответствующей возрастным нормам способности к вербальному общению, можно говорить о задержке развития речи.
Лечение назначается после проведенного обследования, и может проводиться педиатром, детским хирургом, психологом, неврологом или врачом другой специальности, после того, как выявлена основная причина. Если диагноз выявлен на более позднем этапе, это может привести к развитию алалии или заикания, тогда процесс коррекции будет требовать не только помощи логопеда и невролога, но и развития психических функций.
Вопрос-ответ
Как понять, что у ребенка ЗРР?
Малыш в возрасте до 8-9 месяцев не реагирует на речь мамы, не поворачивается, не замечает смену интонации, у него отсутствует лепетание, в 9 месяцев малыш не откликается на своё имя, не пытается имитировать речь взрослых, привлекает внимание только плачем, Ещё
Как ведет себя ребенок с задержкой речи?
Дети с ЗПРР могут быть как медлительны и заторможены, так и ― значительно чаще ― агрессивны, гиперактивны и почти неуправляемы со стороны взрослых. ЗПРР проявляется слабой памятью, быстрой утомляемостью ребенка, несамостоятельностью, трудностями в общении со сверстниками, тревожностью, замедленным физическим развитием.
Как невролог определяет задержку речи?
Невролог может назначить такие обследования, как ЭЭГ, УЗДГ артерий головы, ЭхоЭГ.
Чем лечить ЗРР у детей?
Лекарственная терапия – среди препаратов, которые применяются для лечения ЗПРР есть препараты, которые являются “активным питанием” и “строительным материалом” для нейронов головного мозга (кортексин, актовегин, нейромультивит, лецитин и т. Д. ), так и препараты “подхлестывающие” деятельность речевых зон (когитум).
Советы
СОВЕТ №1
Обратите внимание на ранние признаки ЗРР (задержка речевого развития). Если ваш ребенок не начинает говорить к возрасту 2 лет или не использует простые фразы к 3 годам, это может быть сигналом для обращения к специалисту. Раннее выявление проблемы значительно увеличивает шансы на успешное лечение.
СОВЕТ №2
Создайте языковую среду для ребенка. Читайте ему книги, рассказывайте истории и задавайте вопросы. Чем больше ребенок будет слышать речь, тем быстрее он начнет развивать свои речевые навыки. Используйте игры и песни, чтобы сделать процесс обучения увлекательным.
СОВЕТ №3
Не стесняйтесь обращаться за помощью к логопеду или детскому психологу. Специалисты могут предложить индивидуальные методы работы с ребенком и помочь разработать программу коррекции, которая будет соответствовать его потребностям. Чем раньше начнется терапия, тем более эффективной она будет.
СОВЕТ №4
Поддерживайте положительный эмоциональный климат в семье. Избегайте критики и давления на ребенка, если он испытывает трудности с речью. Поддержка и понимание со стороны родителей помогут ребенку чувствовать себя уверенно и мотивированно в процессе обучения.